Analyze Balance |
Анализ
равновесия (Прорицание) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Числа, Прорицание (Numbers,
Divination) |
||
Дальность: |
80 ярдов |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
5 раундов + 1 раунд/уровень |
Время исполнения: |
1 раунд |
Область воздействия: |
Одно существо, объект или квадрат размерами
10×10 футов |
Спасительный бросок: |
Нет |
Это заклинание позволяет жрецу
определить, насколько сильно некоторый символ, существо, объект или область
находятся от состояния равновесия, то есть степень, на которую его жизненные
ценности удалены от истинно нейтральных. Это заклинание не дает никакой
информации относительно "направления", в котором жизненные ценности
удалены от истинно нейтральных, за исключением некоторых случаев, которые
приведены ниже. Однако заклинание показывает, по какому из направлений идет
изменение жизненных ценностей.
Например, жрец использует это
заклинание, чтобы проанализировать отклонение от равновесия хаотично
нейтрального существа. Заклинание указывает, что существо удалено от истинно
нейтрального на одну степень и изменение относится к оси Порядка/Хаоса; таким
образом, существо должно быть или хаотично нейтрально или законно нейтрально.
Если существо хаотично злое, заклинание укажет, что существо удалено от
равновесия на две степени, на одну по каждой оси; таким образом, существо
должно хаотично злое, хаотично доброе, законно злое или законно доброе.
Есть шанс 5% за каждый уровень
жреца, что он правильно определит направление изменения по одной из осей. Это
означает, что жрец 10-го уровня при оценке отклонения от равновесия хаотично
нейтрального существа имел бы 50% возможность определить, что существо является
хаотичным (и следовательно хаотично нейтральным, так как, это – только один шаг
в сторону от равновесия).
Заклинание подобно заклинанию обнаружить зло (detect evil), и оно не
будет выдавать результат при исполнении на скрытую ловушку. Если оно
используется на существо с животным уровнем интеллекта (или просто на
неинтеллектуальное), то существо всегда будет считаться истинно нейтральным (то
есть, не удаленным от равновесия).
Материальные компоненты заклятья
– четыре железных монеты, которые жрец подбрасывает в руке при концентрации на
заклинании. Монеты не пропадают при использовании заклинания.
(Abjuration) |
Антипаразитарный
барьер (Отречение) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Покровительство (Wards) |
||
Дальность: |
30 ярдов |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
1 час/уровень |
Время исполнения: |
1 |
Область воздействия: |
10-футовый куб/уровень |
Спасительный бросок: |
Нет |
С помощью этого заклинания жрец
создает невидимое силовое поле, которое не пропускает простых неволшебных
насекомых, грызунов, пауков, змей, червей и прочих паразитов, имеющих менее 1
Hit Die. Заклинание не имеет никакого эффекта на гигантские версии этих
существ, если они больше 1 Hit Die. Барьер воздействует и на призванных
существ, вроде насекомых вызванных заклинанием школы Вызывания (Summoning).
Любые паразиты, оказавшиеся
внутри области воздействия при прочтении заклинания, не реагируют на него;
однако, если эти существа выходят из области, они не могут вернуться обратно.
Заклинание воздействует на
область в форме куба со стороной 10 футов за каждый уровень заклинателя
(например, жрец 2-го уровня мог бы воздействовать на куб размерами
20×20×20 футов).
Материальный компонент заклятья –
святой символ заклинателя и усы грызуна.
(Invocation/Evocation) |
Воззвание к
вере (Призывание/Воплощение) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Вызывание (Summoning) |
||
Дальность: |
0 |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
1 раунд |
Время исполнения: |
1 |
Область воздействия: |
Заклинатель |
Спасительный бросок: |
Нет |
Если жрецу предстоит решить
трудную задачу, он может прочитать воззвание
к вере, чтобы получить помощь свыше. Если жрец был последователен в своей
вере (определяется DM′ом),
то получает бонус +3 (или +15%) к одному броску кубика (по его выбору) при
попытке выполнить задачу. Этот бонус может использоваться, чтобы модифицировать
инстинктивную защиту, бросок на атаку, проверку способности и т.д. Например,
если жрец собирается преодолеть узкий провал над пропастью, он может прочитать
это заклинание и получить бонус +3 при проверке Ловкости.
Материальный компонент заклятья –
святой символ жреца.
(Enchantment/Charm) |
Храбрость (Чары/Очарование) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Война (War) |
||
Дальность: |
240 ярдов |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
Особая |
Время исполнения: |
1 ход |
Область воздействия: |
Один отряд (до 200 человек) |
Спасительный бросок: |
Нет |
Заклинание временно наделяет
получателя храбростью. Чтобы прочесть это заклинание, жрец должен видеть
получателей заклинания.
Храбрость дает
возможность получателю автоматически пройти первую проверку на мораль после
прочтения этого заклинания. Когда возникают обстоятельства, которые требуют
проверки на мораль, получатель заклинания автоматически проходит проверку, не
бросая кубиков. После того, как это происходит, заклинание перестает
действовать и получатель заклинания должен делать все будущие проверки на
мораль как обычно.
Если получатель, находясь под
влиянием заклинания храбрость, ни
разу не делал проверки на мораль, то заклинание истекает после заката солнца.
Если требуется сразу несколько
проверок на мораль (из-за нескольких событий), то по правилам BATTLESYSTEM ™
применяются штрафы одиночной проверки на мораль. Если это происходит с
получателем заклинания храбрость,
игрок (или DM,
если речь идет о NPC)
выбирает одно из событий, и модификатор игнорируется.
Любое существо может находиться
под эффектом лишь одного заклятья храбрость.
По истечении времени действия заклинания жрец может прочитать заклинание снова
на том же самом субъекте.
Материальный компонент заклятья –
куб закаленного железа.
(Divination) |
Чтение эмоций (Прорицание) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Мысль (Thought) |
||
Дальность: |
5 ярдов/уровень |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
Мгновенная |
Время исполнения: |
3 |
Область воздействия: |
Одно существо |
Спасительный бросок: |
Отм. |
Это заклинание позволяет жрецу
мгновенно узнать эмоциональное состояние одного существа. Оно может использоваться
на любом существе с Интеллектом 3 и выше. Чтение
эмоций не является ни глубоким, ни специфическим, и не может передать
смешанные или запутанные чувства. Например, заклятье может сообщить жрецу, что
существо напугано, но оно не может показать, чего боится существо, или почему
оно боится.
Чтение эмоций
не показывает индивидуальные мысли или побуждения объекта. Таким образом,
заклинание может показать, что объект сейчас холоден и неэмоционален, но это не
означает, что он замышляет хладнокровное убийство жреца.
Обратите внимание, что это чтение
мгновенно. Оно показывает только эмоцию, которая является самой сильной на
момент прочтения заклинания. Так как оно будет связано с полным эмоциональным
состоянием объекта, всегда возможно, что в данный момент объект просто отвлекся
на что-то или вспомнил некие события из своего прошлого.
Объекту позволяется сделать
спасбросок от заклятья, чтобы воспротивиться чтению эмоций. Если спасбросок успешен, жрец не получает никакой
информации. Если результат спасброска превышает необходимое число на шесть или
больше, жрец чувствует эмоцию, диаметрально противоположную истинной эмоции
объекта.
Материальный компонент заклятья –
квадрат из белого воска.
(Divination) |
Узнать
возраст (Прорицание) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Время (Time) |
||
Дальность: |
0 |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
Мгновенная |
Время исполнения: |
1 |
Область воздействия: |
Один объект или существо |
Спасительный бросок: |
Нет |
Это заклинание дает возможность мгновенно
узнать возраст любого человека, существа или объекта, на котором оно
исполняется. Возраст определяется с точностью до года.
Материальный компонент заклятья –
страница календаря.
(Divination) |
Узнать
направление (Прорицание) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Путешествие (Travelers) |
||
Дальность: |
0 |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
Мгновенная |
Время исполнения: |
1 |
Область воздействия: |
Особая |
Спасительный бросок: |
Нет |
Заклятье узнать направление позволяет заклинателю немедленно определить, в
какой стороне находится север. Заклинание эффективно в любом месте, под водой,
в подземелье или в темноте (включая волшебную темноту).
Материальный компонент заклятья –
кусочек пергаментной карты, нарисованной по крайней мере 100 лет назад.
(Divination) |
Узнать время (Прорицание) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Время (Time) |
||
Дальность: |
0 |
Компоненты: |
V, S |
Продолжительность: |
Мгновенная |
Время исполнения: |
1 |
Область воздействия: |
Заклинатель |
Спасительный бросок: |
Нет |
Заклятье узнать время может быть полезно, если заклинатель был, к примеру,
без сознания. Это заклинание дает возможность заклинателю узнать, сколько
сейчас времени время с точностью до минуты, включая текущий час, день, месяц и
год.
(Enchantment/Charm) |
Несгораемое
полено (Чары/Очарование) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Стихийная (Огонь), Растения (Elemental
(Fire), Plant) |
||
Дальность: |
Касание |
Компоненты: |
V, S |
Продолжительность: |
1 час/уровень |
Время исполнения: |
1 |
Область воздействия: |
Особая |
Спасительный бросок: |
Нет |
Это заклинание увеличивает время горения
древесного топлива (поленья, хворост и т.д.). Дерево, которое было зачаровано
этим заклинанием, горит ярко, но это не влияет на продолжительность заклинания.
Когда заклинание развеивается, деревянный объект рассыпается в золу.
Заклинание не поджигает дерево,
это следует сделать обычным образом. Во время горения дерево выделяет вдвое
больше теплоты; таким образом, костер, разожженный из зачарованных поленьев,
будет очень жарким.
Зачарованное дерево излучает
магию. Жрец может заколдовать до 1 куб. фута дерева за каждый уровень опыта.
Заклинание эффективно работает применительно к факелам.
(Alteration) |
Письмо-хамелеон (Изменение) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Хаос (Chaos) |
||
Дальность: |
Касание |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
Постоянная |
Время исполнения: |
1 |
Область воздействия: |
1 страница/уровень |
Спасительный бросок: |
Нет |
Это заклинание изменяет слова,
написанные чернилами. Если его исполнить на исписанную страницу, чернила начнут
незаметно перемещаться. В последующие несколько дней сообщение становится очень
неразборчивым. Через шесть дней смысл сообщения полностью измениться. Новое
сообщение абсолютно четкое, оно написано почерком того же человека, что и
изначальный текст, но имеет совершенно другой смысл.
Ниже подробно объясняется, как
именно сообщение меняется в течение шести дней. DM решает, что будет написано на странице
после того, как пройдет шестой день. Вот примерный список изменений, которые
могли бы происходить в сообщении.
Первый день:
слова письма кажутся блеклыми, как будто автор писал высохшими чернилами.
Второй день:
слова немного сдвигаются с первоначальных позиций, как будто во время написания
письма человек, писавший его, качался или находился на корабле в качку.
Третий и четвертый день: сообщение невнятно. Хотя можно различить группы символов,
размещенных в соответствии с пунктуацией, почти все слова бессмысленны. Со
стороны это может выглядеть как некий код, но он ничего не означает.
Пятый день:
из чернил формируются реальные слова. Однако, конструкция предложений все еще
бессмысленна (например, западные яйца хуже зеленых!).
Шестой день (и позже): сообщение последовательно, но означает прямо противоположное
относительно первоначального сообщения. Если в первоначальном письме написано:
"Быстро вышлите подкрепление!", то в новом письме можно прочитать:
"Все прекрасно. Держите ваших людей в резерве."
Если заклятье письмо-хамелеон прочитать на страницу
книги заклинаний, чернила на странице преображаются в новое заклинание того же
самого уровня, что и оригинальное заклинание. Таким образом, заклинание темнота (darkness) могло бы
стать заклинанием лабиринт (maze). Однако, формула заклинания будет неправильна. Хотя оно и
напоминает соответствующее заклинание, оно не будет функционировать при
прочтении.
Кодированное сообщение, на
которое прочитано письмо-хамелеон, на
шестой день будет выглядеть как такое же кодированное послание, но его смысл
будет другим.
Линза восстановления слов (glass of preserved words)
позволяет прочитать истинное
сообщение. Заклятье развеять магию (dispel magic) восстановит сообщение в первоначальной форме.
Материальный компонент заклятья –
три капли чернил.
* – см. описание этого предмета в
Приложении.
(Enchantment/Charm) |
Мораль (Чары/Очарование) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Война (War) |
||
Дальность: |
Особая |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
Особая |
Время исполнения: |
Особое |
Область воздействия: |
Один отряд (до 200 человек) |
Спасительный бросок: |
Нет |
Это заклинание может
использоваться двумя разными способами.
Во-первых, жрец может исполнить
это заклинание на любое военное подразделение, находящееся в прямой видимости и
не далее 240 ярдов. Время исполнения для этой версии заклятья – 1 ход, а материальный
компонент – драгоценный камень стоимостью не менее 100 gp, который исчезает в
процессе чтения заклинания.
После прочтения заклятья, мораль
военного подразделения изменяется на 1 в положительную или отрицательную
сторону, по желанию заклинателя. Это изменение действует в течение 1d4+2 ходов.
Второй, и более мощный, вариант
заклинания требует длительных приготовлений. Жрец обращается с молитву к
божеству, которому он поклоняется, находясь внутри круга диаметром 100 ярдов. В
этом же круге должно находиться военное подразделение, на которое накладывается
заклятье. Время исполнения заклинания – 5 ходов. Материальный компонент –
святой символ жреца.
После прочтения этого заклинания
мораль объекта поднимается на 3 (до максимума 19). Увеличение морали действует
до следующего заката. Однако подобную версию заклятья могут исполнить лишь
жрецы 10-го или более высокого уровня.
Personal (Divination) |
Узнать
человека (Прорицание) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Числа (Numbers) |
||
Дальность: |
0 |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
Особая |
Время исполнения: |
2 хода |
Область воздействия: |
Одно существо |
Спасительный бросок: |
Нет |
Это заклинание позволяет жрецу математически
проанализировать личностную информацию одного человека или получеловека и
получить ценные сведения о его характере. Чтобы прочитать это заклинание, жрец
должен знать истинное имя существа (данное при рождении) или дату и место его
рождения. Проанализировав эту информацию, жрец способен представить себе
приблизительную хронологии жизни существа и его специфические личностные
качества.
"Историческая"
информация, обнаруженная при помощи этого заклинания, в общем случае
неопределенна. Например, жрец может узнать, что объект был рожден в лесу и
пришел в город только после того, как его жизнь в лесу стала опасной.
Специфическая информация о существе сообщается по решению DM′а. DМ может
выдать всю или частичную информацию из следующего списка:
v
класс
объекта или его карьера
v
приблизительный
уровень объекта (определенный в терминах типа "новичок", "высоко
искусный", "умеренно компетентный" и т.д.)
v
отношение
объекта к себе («высокоуважаемый», «подозрительный», «загадочный» и т.д.)
v
насколько
объект был успешен в своей профессии
v
преобладающие
черты характера или особенности объекта
Если жрец читает заклинание,
основываясь на псевдониме или неправильной информации о рождении, чтение будет
неточным. В этом случае DM может сообщить совершенно другую хронологию жизни и характеристику
личности. Это поможет определить, является ли имя объекта правильным – чтение,
дающее информацию, которая расходится с тем, что жрец уже знает, должно
показать, что имя неправильно.
Объект не должен присутствовать
во время исполнения заклятья. Даже если жрец не знаком с объектом, он все равно
может исполнить заклятье.
DM может управлять этим заклинанием,
используя его на гуманоидах или чудовищных существах. Заклинатель может
получать такую же информацию, как описано выше (следует учитывать, что
некоторые понятия, вроде «профессии», будут означать что-то другое для людоеда
или другого монстра). Заклинание не действует применительно к существам, у
которых нет имени.
Материальный компонент заклятья –
маленькая книга числовых формул и примечаний (она отличается от книги,
необходимой для заклятья удаленное волшебство (telethaumaturgy)). Книга не пропадает при исполнении
заклятья.
(Abjuration) |
Круг добра° (Отречение) |
Источник |
ToM |
Обратимое
Сфера: |
Защита (Protection) |
||
Дальность: |
0 |
Компоненты: |
V, S |
Продолжительность: |
2d10 раундов |
Время исполнения: |
5 |
Область воздействия: |
Особая |
Спасительный бросок: |
Нет |
Это заклятье относится к разряду кооперативных.
Для его исполнения требуется от двух до десяти жрецов. При этом каждый жрец
должен прочитать круг добра. В конце
чтения жрецы берутся за руки, объединяясь, и таким образом, завершая заклинание.
Если один из жрецов разрывает круг, заклинание немедленно разрушается. Жрецы не
могут сходить со своих мест, но могут разговаривать. Они не могут читать
заклинания, требующие телесных или материальных компонент, не разрушая кольцо
круг.
Круг добра
формирует защитный барьер на некоторой области вокруг жрецов. Каждый жрец,
образующий круг добра, увеличивает
радиус* защитного барьера на 5 футов. Таким образом, три жреца создали бы круг
радиусом 15 футов. Для простоты вычислений принимается, что на каждого жреца в
круге приходятся четыре человека, которых можно этим кругом защитить.
Барьер функционирует как
заклинание защита от зла (protection from evil). Злые существа получают пенальти -1 (за каждого жреца в
круге) к броску на атаку. Жрецы и другие существа получают бонус +1 (за каждого
жреца в круге) к спасброскам от атак злых существ. Например, круг добра, образованный пятью жрецами,
давал бы бонус +5 к спасброскам всем добрым существам и пенальти -5 к броску на
атаку всем злым.
Попытки ментального контроля над
защищенными существами блокируются. Существа с Внешних Планов и призванные
существа не способны коснуться жрецов и существ, находящихся внутри круга, хотя
атаки существ, находящихся внутри кольца, разрушают барьер.
Так как жрецы, читающие заклинание
не могут двигаться, и должны не разъединять рук, они не получают никаких
бонусов к АС за высокую Ловкость. Кроме того, противники получают бонус +2 к
броску на атаку против жрецов, так как те не пытаются увернуться от удара.
Существа внутри кольца вольны действовать, как пожелают, но могут атаковать
лишь колющим оружием и с пенальти -1 к броску на атаку, так как им мешают
жрецы.
Обратное заклинание, круг горя (ring of woe), производит
такой же эффект, но относительно добрых существ и похоже на защиту от добра (protection from good).
* – почему-то в ТоМ употребляется
термин «circumference», который переводится как «длина окружности». Т.е. тогда
каждый жрец в круге добавлял бы к его радиусу 5/(2×3,14) = 0,78 фута.
Как-то маловато. Пусть будет +5 футов к радиусу. Прим. переводчика.
Sacred Guardian |
Святой
стражник (Чары/Очарование) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Стража (Guardian) |
||
Дальность: |
Касание |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
1 день/уровень |
Время исполнения: |
1 |
Область воздействия: |
Одно существо |
Спасительный бросок: |
Нет |
При помощи данного заклинания
жрец немедленно узнает, что получатель заклинания находится в опасности, независимо
от расстояния между жрецом и получателем. Получатель может быть даже на другом
плане существования.
Когда это заклинание читается
жрецом по крайней мере 3-го уровня, он получает мысленный образ ситуации, в
которую попал получатель заклятья. Однако жрец не может узнать местоположение
получателя с помощью этого заклинания.
Материальный компонент заклятья –
лепесток розы, который поцеловал получатель заклинания.
(Alteration) |
Разговор с
ушедшим в Астрал (Изменение) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Астральная (Astral) |
||
Дальность: |
Касание |
Компоненты: |
V, S |
Продолжительность: |
1 ход/уровень |
Время исполнения: |
1 ход |
Область воздействия: |
Одно существо |
Спасительный бросок: |
Нет |
Когда жрец читает астральное заклятье (astral spell) 7-го уровня, жизнедеятельность его физического тела
приостанавливается, пока его астральное тело путешествует. Если исполнить
заклятье разговор с ушедшим в Астрал и
прикоснуться к телу, жрец может мысленно связаться с путешествующим
индивидуумом. Хотя связь мысленная, для общения требуется то же самое
количество времени, что и на обычный, устный диалог. Разговор обрывается, когда
истекает время действия заклятья.
(Divination) |
Собрать мысли (Прорицание) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Мысль (Thought) |
||
Дальность: |
0 |
Компоненты: |
V, S |
Продолжительность: |
Мгновенная |
Время исполнения: |
3 |
Область воздействия: |
10 ярдов |
Спасительный бросок: |
Нет |
Одно из более причудливых
утверждений, сделанных жрецами школы Мысли выглядит как насмешка над другими
людьми. Их теория заявляет, что после того, как мысль однажды родилась в мозге,
она существует как «автономный ментальный объект». Этот «ментальный объект»
обычно остается внутри мозга существа, которое его создало, но иногда он
выходит наружу (это объясняет, почему люди что-то забывают). Когда это
случается, ментальный объект пребывает в той географической области, где он был
потерян. Любой восприимчивый мозг (обычно мозг существа, которое первоначально
создало мысль) может подбирать его снова, просто наталкиваясь на невидимую,
свободно плавающую мысль. Согласно теории, это – причина, по которой люди могут
вспомнить что-то, вернувшись на место, где они это что-то забыли. Возможно, так
случается, потому что свободно плавающие мысли возвращаются к существу,
возможно потому, что место напоминает им о мысли. К сожалению для философов, которые
не соглашаются с этой теорией, заклятье собрать
мысли является сильным аргументом в ее пользу.
Это заклинание делает мозг жреца
подобием магнита, который привлекает, «мысленные объекты», оказавшиеся в
непосредственной близости. Жрец может считывать сильные мысли и эмоции, а
иногда может даже получать мгновенные видения существ, которые умерли или
перенесли мощное эмоциональное потрясение в непосредственной близости от него.
«Мысленные объекты» всегда притягиваются к жрецу начиная с самых сильных (соединенных
с мощными эмоциями или значительными событиями) и заканчивая самыми слабыми.
Таким образом, если несколько «мысленных объектов» находятся на одном
расстоянии, жрец будет чувствовать информацию о наиболее интересном или
значительном событии. Жрец может подбирать образы сражения с точки зрения
воина, который в нем погиб, или он может получить информацию от победителя.
DM диктует информацию, найденную жрецом.
Таким образом, он может использовать это заклинание, чтобы обеспечить игроков важной
фоновой информацией или может добавлять детали к миру кампании. Информация,
полученная посредством заклинания, может быть очень загадочной или
символической, возможно в форме рифмы или загадки.
Жрец получает лишь один
«мысленный объект» от прочтения заклинания. Заклинание может читаться
неоднократно в том же самом месте, и с каждым прочтением жрец будет получать
разные «мысленные объекты». Каждая область содержит конечное число мыслей,
поэтому, как только жрец получил их все (от DM′а), то в этом месте заклинание
больше работать не будет.
(Alteration) |
Тяжелый
сундук (Изменение) |
Источник |
ToM |
Сфера: |
Покровительство (Wards) |
||
Дальность: |
Касание |
Компоненты: |
V, S, М |
Продолжительность: |
1 день/уровень |
Время исполнения: |
1 |
Область воздействия: |
Куб со стороной 5 футов |
Спасительный бросок: |
Нет |
Это заклинание дает возможность
заклинателю заколдовать сундук, книгу, пакет или любой другой неживой объект,
не превышающий по размерам куб 5×5×5 футов. Если кто-либо кроме
заклинателя прикоснется к сундуку, вес сундука увеличивается, и он становится в
1d4+1 (2-5) раз тяжелее существа, тронувшего его. Поэтому любому существу,
кроме заклинателя очень трудно перемещать сундук. Заклинатель может перемещать
объект как обычно во время действия заклинания.
Материальный компонент заклятья –
свинцовый шар.